Давайте все вместе становится волшебниками!
Уважаемые коллеги, ученики и родители!
Новые
стандарты образования требуют от нас критического взгляда на традиционные
методы обучения. Предлагаю вам поразмышлять со мной на тему
"Разноуровневые домашние задания". Мы все привыкли к привычным
записям на доске "Упр.№_____", "Параграф №______". Но
скажите, можно ли, учитывая возрастные особенности ребят, их личностные
характеристики замкнуться на столь скудной формулировке домашнего задания?
Много раз, разговаривая с другими учителями, я слышала фразу: «Сделала
вместе с родителями домашнюю работу, а сама даже двух слов связать не может.
Домашняя работа на пятёрку, а возле доски – чистая двойка». Но самое плохое в
этой традиционной системе, что, сделав работу дома, ученик ждёт положительную
оценку от учителя и разумные доводы последнего до него даже не доходят. В чём
причина? В психологическом настрое за малые усилия получить высокий балл
(многолетняя практика обучения в школе к этому приучили). И вдруг такое не
случается!!!! Что же с учеником? Паника! Депрессия! Нежелание работать дальше!
Столкновение личных амбиций с реалиями мира. А ведь такая система работает не
только в школе. Она продолжает кочевать с ребёнком уже и во взрослой жизни:
желание хорошей зарплаты при минимуме собственных вложений сил….
Но как
можно решить столь, на первый взгляд, нерешаемую задачу? Ответ прост: дать
самим ученикам выбрать тот уровень задания, который им по силам. На своём
примере расскажу, как это действует.
Ученикам
предлагается 3 уровня сложности домашнего задания: 1 уровень (базовый)
соответствует «3», 2 уровень (повышенной сложности) –«4», наконец, 3 уровень
(сложный) – «5».
Выглядит
это примерно так:
1 уровень:
Выучите
правило. Будьте готовы его рассказать. Спишите текст, вставляя буквы, обозначая
графически свой выбор:
Бл...стать, проб...раться, предл...жить, прик...саться,
бл...стящий, з...рница, приг...рела, прир...стать, обл...жение, к...сается,
прож...гать, пог...релец, подр...внять кусты, зар...сли травой, откл...нился в
сторону, раств...ритель, заг...рать, р...внение в рядах, ур...внение,
пост...лить, р...внина.
2 уровень:
Выучите
правило. Будьте готовы его рассказать. Спишите текст, вставляя буквы, обозначая
графически свой выбор:
Бл...стать, проб...раться, предл...жить, прик...саться,
бл...стящий, з...рница, приг...рела, прир...стать, обл...жение, к...сается,
прож...гать, пог...релец, подр...внять кусты, зар...сли травой, откл...нился в
сторону, раств...ритель, заг...рать, р...внение в рядах, ур...внение,
пост...лить, р...внина.
Подумайте! На какие блоки можно разделить эти слова? Докажите
свою точку зрения.
Составьте с одним словом из каждого блока предложение на тему
"Осень".
3 уровень:
Выучите
правило. Будьте готовы его рассказать. Спишите текст, вставляя буквы, обозначая
графически свой выбор:
Бл...стать, проб...раться, предл...жить, прик...саться,
бл...стящий, з...рница, приг...рела, прир...стать, обл...жение, к...сается,
прож...гать, пог...релец, подр...внять кусты, зар...сли травой, откл...нился в
сторону, раств...ритель, заг...рать, р...внение в рядах, ур...внение,
пост...лить, р...внина.
Подумайте! На какие блоки можно разделить эти слова? Докажите
свою точку зрения.
Составьте с одним словом из каждого блока предложение на тему
"Осень".
Сделайте морфемный, морфологический, фонетический разбор
слова "прик...саться"
Как видите, каждый
последующий уровень увеличивает задания.
Другими словами, чтобы получить хорошую оценку, придётся приложить
больше усилий, чем обычно. Но, конечно, вы сразу спросите: «Но где же объективность?
Ведь родители тоже могут помочь!» Именно поэтому я предлагаю, ставить в журнал
средний балл (оценка за домашнюю работу+ оценка за работу
на всём протяжении урока) Таким образом, ни у детей, ни у учителей не возникает
вопросов по поводу объективности выставления оценок. Эта система уже работает!
И дети, приступая к домашним заданиям, настраиваются на него и объективно
оценивают собственные силы. Роль учителя очень важна: он должен настроить
ученика на то, что всё получится и что необходимо стремится к лучшему
результату. Практика показывает, что ребята, сначала выбирающие 1 уровень,
постепенно переходят ко 2-му, а затем и к 3-му, потому что привыкают
распределять свои силы правильно. Ко всему прочему у них появляется чёткое представление
о том, за что ставится та или иная оценка. Поэтому хочется пожелать всем удачи
и веры в собственные силы. Вспомните фразу из известного фильма «Золушка»: «Мы
не волшебники, мы только учимся!»
Давайте все вместе
становится волшебниками!
Интересный подход, думаю, у ребят возникнет мотивация к выполнению более сложного уровня заданий.
ОтветитьУдалитьДа, Вы правы, Евгения Петровна! К огромной моей радости, 1 уровень совершенно не востребован! А если у ребёнка есть цель, то и результат не заставит себя ждать.
Удалить