Закончился
экзамен… Уставшие одиннадцатиклассники спускаются вниз в раздевалку. Со всех
сторон к ним обращены взгляды: «Ну что? Как написали? Темы сложные? Аргументы
подобрали?» Кто-то уныло, а кто-то и бодро
отвечает, что справились, но результата ждут со страхом. Все сочувственно
улыбаются, но понять до конца не могут, почему вдруг столько переживаний.
А волнение
понятно только учителям литературы и
самим выпускникам. Ведь все эти годы они готовились к ЕГЭ по русскому языку,
направляя свои силы на отработку тестов,
на написание сочинения С1. Многие
ученики урок литературы воспринимали только с точки зрения полезности при
написании С1. А тут такой поворот событий!
Немногие из них воспринимают
подготовку к сочинению ЕГЭ, как и подготовку к декабрьской зачётной работе. А
ведь, если разобраться, то сочинение по литературе - не что иное как четвёртый-пятый
абзац сочинения С1: и рассуждать нужно
так же, и аргументы привести из художественной литературы, и вывод сделать
правильно- только объём побольше (350 слов) А всё же боятся! Боятся новизны
работы…и сжатых сроков для подготовки (хотя, надо признаться, к С1
все начинают готовиться ещё в десятом классе).
У меня в этом
году нет 11 класса, и поэтому для меня чужой опыт очень полезен. При проверке
этой зачётной работы я для себя уяснила несколько моментов:
1. Ученики
не умеют высказывать свою точку зрения правильно, их мысли путаются, что
создаёт ряд логических ошибок, которые затрудняют понимание смысла
написанного. Что делать? На мой взгляд,
необходимо прописывать с ребятами мини-сочинения по тем направлениям, которые
для нас были опубликованы. Пусть это будут 5-6 предложений, но СВОИХ мыслей. А
нам, учителям, на маленьком объёме легче будет объяснить ученику, что он сделал
не так. Постепенно от маленького объёма перейдём к большому.
2. Аргументация
чаще всего строится на достаточно объёмных произведениях, которые, если
говорить честно, учениками прочитываются редко. Подробности же ребята и вовсе
не помнят. И вот здесь начинается самое интересное: фантазии нет предела! Так в
сочинении можно прочитать об удивительных перипетиях в жизни героев, о которых
и сам автор ничего не знал. Например, в одной из работ было такое: главной
героиней «Евгения Онегина» стала Диана, которая изменяла мужу, за что и была им
убита. Или вот ещё: «Татьяна Ларина сделала всё возможное, чтобы добиться Онегина,
но у неё ничего не получилось». Сначала от всего прочитанного появляется
улыбка, а затем приходит осознание всей глубины данной проблемы. Дети не
читают!!! Хватают по вершкам! Порой учитель не в силах убедить ученика читать:
у последнего масса доводов: нехватка времени («у нас не только литература, есть
ещё и другие предметы»), отрицательный пример нечитающих родителей, современные
гаджеты, не дающие покоя, обыкновенная лень. Как нам, педагогам, выйти из этой
ситуации. На помощь учителю при подготовке к экзамену придут рассказы (объём осилит
даже слабый ученик). Список по направлениям можно составить вместе с детьми.
3. Работа
над грамматическими, речевыми, орфографическими и пунктуационными ошибками
очень кропотлива. Её нужно начинать с 10 класса ( а лучше сразу с 5). По 10
минут на каждом уроке уделяем исправлению ошибок из сочинений, написанных
самими ребятами (конечно, не называем фамилии, дабы не обидеть личность
ребёнка). Так или иначе результат не заставит себя ждать.
Мне повезло, что в этом учебном году я
выступала в роли проверяющего учителя. Сразу же наметила для себя план работы
по подготовке к экзамену. И поняла главное: готовясь к сочинению С1, ребята
смогут с успехом написать и зачётную экзаменационную работу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий