Я русская до боли, до озноба, за то благодарю я небеса. Ведь Бог нам даровал живое СЛОВО, и мы плетем из СЛОВА кружева...

суббота, 17 января 2015 г.

Юношеский максимализм… или Как достучаться до сердца подростка?


Сегодня уже 17 января, но мыслями вновь и вновь возвращаюсь ко 2 сентября…
По расписанию стоит 10 класс. Незнакомые дети… Нет. Нет.  Уже совсем не дети.
Кто они? Чем живут? Что с ними было до этой минуты? Чем были наполнены их мысли? Какие глаза я увижу?
Задавая без конца себе эти вопросы, понимаю, что заметно волнуюсь. Но, успокоившись, вхожу в класс…
Каждый класс уникален, он не похож на другой. Ловлю себя на мысли, что, встречая ребят, настраиваюсь именно на их волну. В каждом ученическом коллективе есть глаза, которые неосознанно ищешь, когда пытаешься донести до ребят ту или иную мысль. Как много зависит от этих глаз! Если в них откровенная скука, то мысленно ставишь себе за урок двойку, анализируя, что пошло не так. Если же эти глаза лучатся интересом, а улыбка трогает губы, то на душе становится тепло от того, что всё это действие не зря, что будет продолжение…
Уроки литературы не бывают одинаковыми, но на каждом из них хочется видеть искреннюю заинтересованность ребят. У учеников  младшего подросткового возраста отклик на слова учителя не заставляет себя ждать: дети готовы переживать вместе с героями, искать истину, спотыкаться в пути, но всё равно стремиться вперёд. Радостно и легко всегда после таких уроков. Понимаешь, что радость от занятия дети принесут домой, поделятся с  родителями.
Но чем дети старше, тем почему-то меньше этих открытий…или, может быть, я ошибаюсь: открытий всё так же много, но делиться ими с окружающими у ребят желание пропадает. Почему? Откуда эта скрытность?  Ответ мне кажется очевидным. Потому что дети перестают нам доверять. К 10 классу уровень недоверия учителям достигает критического максимума. И поэтому, входя в кабинет, педагог должен понимать, что ему опять и опять придётся завоёвывать расположение уже …почти…взрослых людей.  Почему  «…почти…взрослых»? Да потому что у них пока нет понимания, что все люди- это синтез достоинств и недостатков. Они ещё не научились принимать окружающих такими , какими те являются, не научились прощать ошибки. Этот опыт приходит с годами. Каждый шаг учителя в классе - это путь по лезвию бритвы, где любое неправильное движение может ранить не только педагога, но прежде всего его подопечного.
Можно ли ребёнка критиковать? Наверное, да. Только критика не должна касаться его личности, не должна задевать его достоинство. Она может быть только конструктивной, с вариантами пути исправления.
Можно ли ребёнка высмеивать? Высмеивать – нет, а вот с юмором (не с сарказмом, не с иронией, а именно с юмором!) отнестись к его ошибкам - да! Причём ребёнок должен понимать, что ошибка и он - это понятия совершенно разные. И нельзя, конечно, его потом упрекать в неправильно совершённых действиях.
Можно ли ребёнку лгать? На мой взгляд, нельзя. У педагога в запасе много иносказательных средств, чтобы удержать нежелательную для ученика информацию при себе. Но любая мысль ребёнка о неправде  порвёт ту золотую нить, которая связывает педагога и воспитанника. Ловя от учителя волны честности и открытости, дети понимают, что нужно  быть справедливыми по отношению к другим людям, и к учителю в том числе. При этом они начинают верить в людей  и верить в себя (этот навык проноситься через всю жизнь).

 Первый урок в 10 классе прошёл… Они совсем другие, не похожи на ребят, которых мы в прошлом учебном году проводили из школы во взрослую жизнь, не такие тёплые, какими были выпускники. Но у нас всё ещё впереди! Ошибки и падения, удачи и взлёты! Лезвие бритвы…оно под ногами… Нужно пройти!

7 комментариев:

  1. Здравствуйте, Валентина Владимировна! Прочитала Ваш пост, задумалась... Сначала о том, как трудно работать в старшем звене. Совершенно искренне уважаю учителей старшеклассников. Лезвие бритвы - очень точное сравнение. Мой собственный восьмиклассник иногда ставит меня в тупик, а тут - 30 детей...
    А потом о том, что ... разве нам, "началке", легко? Да, дети маленькие, более послушные, отзывчивы, учитель - авторитет, но и их горести и радости такие же серьезные, как и у взрослых. Они не умеют отделять человека и поступок, это надо помнить, но все, что Вы написали, касается и нас, учителей начальных классов. Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Эльвира Ульфатовна! Вы абсолютно точно подметили, что у каждого возраста свои проблемы, и сбрасывать со щитов сложности маленьких школьников ни в коем случае нельзя. Это нам, взрослым, кажется, что то, о чём переживают малыши не существенно, но ведь им все проблемы представляются глобальными, они тоже по мере своих сил с ними пытаются справляться. Это счастье, если рядом с ними окажется мудрый педагог. Тогда то самое доверие, о котором я писала, они пронесут до одиннадцатого класса или хотя бы сохранят в душе частично. Эльвира Ульфатовна, я с огромным уважением отношусь к учителям начальной школы, потому что именно от них зависит судьба детей. И, на мой взгляд, вам труднее всего, потому что научить ребёнка работать дорогого стоит. От вас зависит и отношение родителей к школе, к учителям. А ведь это первые помощники педагога: поверят они учителю- поверят и их дети. Поверят дети- будет успешным всё обучение.
      Спасибо, уважаемая Эльвира Ульфатовна, за отклик. Ваше мнение для меня очень ценно!

      Удалить
  2. Валентина Владимировна, добрый вечер! Прочитала Вашу статью с интересом, примеряя на своего восьмиклассника ( в этом мы похожи с Эльвирой Ульфатовной). Вы правы, в своем суждении о старшеклассниках,об их непредсказуемости, скрытности. Не всегда у меня получается подходить с юмором к некоторым вещам в общении с сыном, точнее не все он воспринимает с юмором. Мне кажется, что родителям и учителям необходимо всегда думать о "лезвии под ногами". Ведь чем бережнее мы относимся к другим, тем более уважительно они относятся к нам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер,Наталия Львовна! Согласна с Вами. Сразу вспомнила притчу о хрупких подарках.
      Притча от Марины Широчкиной
      Как-то в одно селение пришёл и остался там жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
      Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
      — Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
      — Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с таким бесценным даром хоть немного аккуратней
      Источник: http://pritchi.ru/id_1192

      Очень символично! А Вы как думаете?

      Удалить
    2. Добрый день,Валентина Владимировна! Лучше, чем мудрец, не скажешь.
      Сердце человеческое хрупко,
      Как хрусталь разбиться на осколки может.
      От обидных слов и от поступков,
      И от неуместной шутки тоже.
      И чтоб сердца вновь собрать осколки,
      Надо быть всезнающим умельцем.
      Только будет очень, очень колким.
      Из осколков собранное сердце.
      Михаил Звездинский

      Удалить
  3. Валентина Владимировна, добрый вечер. Важные вопросы Вы затронули, но мне кажется, что в каком бы классе не работал педагог, он, прежде всего, должен любить детей, причем этому нигде не учат, она даётся свыше. И если это у педагога есть, то он не станет критиковать, высмеивать, унижать ученика. Лично для меня важно, чтобы ученик ушел с моего урока во всем разобравшись, всё уяснив, не потеряв интерес к изучаемому предмету, а главное личностью, достойной уважения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нельзя с Вами не согласиться, уважаемая Анна Борисовна! Любовь к ученику - это главное, что должно быть путеводной звездой для учителя. Это в идеале!!! К великому сожалению, я знаю случаи, когда критика и насмешка присутствуют на уроках (Слава Богу, не в нашей школе!) Поэтому моя статья больше предназначена молодым коллегам, которые читают материалы этого блога. Любить всех одинаково невозможно (дети этого даже подозревать не должны!), но уважительное отношение к ученикам, ко всем, независимо от их поведения, воспитывать в себе необходимо.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...