Я русская до боли, до озноба, за то благодарю я небеса. Ведь Бог нам даровал живое СЛОВО, и мы плетем из СЛОВА кружева...

Материалы к урокам



Упражнения
по отработке написания словарных слов

1 этап – Знакомство со словарными словами
1. Проговаривание по слогам
2. Объяснение значения слова
3. Этимология слова (если известно)
4. Словообразование слова.

2 этап – Задания с творческим элементом
1. Составление предложений с одним из словарных слов, следующее – с двумя, третье – с еще большим количеством слов.
2. Составление предложений со словарными словами по определенной схеме (ССП, БСП, СПП, с однородными членами предложения, с обращениями, с обобщающим словом, с вводными словами и др.)
3. Составление словосочетаний со словарными словами и определение в них типов связи.
4. Составление рассказа со словами на одну букву.
5. Составление рассказа на заданную тему с использованием словарных слов.
6. Составление словосочетаний, в которых словарное слово выступало в роли изобразительно-выразительного средства («беседовать с душой», «багряный рассвет войны»)
7. Подбор синонимов и антонимов к словарным словам.
8. Разбивка слов на смысловые группы.
9. Составить кроссворд с использованием словарных слов.
10. Подбор (с объяснением значения) пословиц и поговорок, в которых используются словарные слова.
11. Игра «Угадай слово» (перечисляются прилагательные, наречия, глаголы или существительные, которые, на называя слово,  характеризуют его).
12. По морфологическим признакам угадать слово и записать его.
          
3 этап – закрепление и проверка навыков
       1. Диктовка слов.
2. «Найди ошибку» (из ряда слов нужно обнаружить слово с ошибочным написанием и исправить).
3. Выявление из ряда словосочетаний тех, в которых допущена грамматическая ошибка.
4. «Убери лишнее» (в ряде слов на разные орфограммы нужно найти словарные слова и объяснить свой выбор)


5. Комплексное повторение по данному учителем тексту.


Притча как элемент урока
Притча -  один из любимых мною элементов урока. Она помогает создать очень эмоциональную обстановку в классе и скучный, на первый взгляд, материал совсем по-другому воспринимается учениками. Мы с ребятами проводили исследование на предмет влияния притчи на сознание во время урока. Результаты были потрясающими: внимание учеников увеличивалось вдвое (на основе опроса). Я стала искать на просторах Интернета различные притчи и сейчас представляю результат поиска.
С пребольшим удовольствием использую притчи на уроках. Рекомендую и Вам!
Абсолютная вера (Христианская притча)
Стояло засушливое лето, и фермеры, жители небольшого посёлка, были обеспокоены тем, что будет с их урожаем. В один воскресный день после мессы они обратились к своему пастору за советом.
— Отец, мы должны что-то делать, или мы потеряем урожай!
— Всё, что от вас требуется, — это молиться с абсолютной верой. Молитва без веры — это не молитва. Она должна исходить из сердца, — ответил священник.
Всю следующую неделю фермеры собирались дважды на день и молились, чтобы Бог послал им дождь. В воскресенье они пришли к священнику.
— Ничего не получается, отец! Мы каждый день собираемся вместе и молимся, а дождя всё нет и нет.
— Вы действительно молитесь с верой? — спросил их священник.
Они стали уверять его, что это так. Но священник возразил:
— Я знаю, вы молитесь без веры, потому что ни один из вас, идя сюда, не захватил с собой зонтик!
Богатство и мудрость
Один человек спросил Баал Шема:
— Что является более важным и ценным: богатство или мудрость?
Спрашивающий имел свои собственные соображения на этот счёт. Поэтому Баал Шем засмеялся и сказал:
— Конечно же, более значительной и более ценной является мудрость.
Человек сказал:
— Тогда, Баал Шем, скажите, почему вы, мудрый человек, ходите в дома богатых людей, но я никогда не видел, чтобы богатые люди ходили в ваш дом?
Баал Шем улыбнулся и сказал:
— Да, мудрые люди ходят к богатым, потому что они мудры и знают цену богатству, а богатые — это просто богатые и ничего больше. Они не могут понять цену мудрости.
Богатые, бедные и рай.
Один купец рассказывал, что в Риме он знал богатого человека, дочь которого никогда не радовалась. Когда купец после многолетнего отсутствия вновь посетил своих римских друзей, он узнал, что они потеряли всё своё состояние и стали нищими. Он огорчился за них и заплакал горькими слезами, но в этот миг к нему с весёлым смехом выбежала девушка. Увидав его слезы, она озабоченно спросила, не потерял ли он что-либо. Он объяснил ей причину своего огорчения и выразил удивление её веселости. Она ему ответила:
— Когда мы были богаты, я боялась божьего наказания, а теперь я надеюсь, что когда-нибудь рай будет мне наградой.
Буддийская притча

Богатый бедняк
Жил когда-то один благородный человек, который приобрёл редчайшую драгоценную шкатулку из ароматного сандалового дерева, отделанную золотом. Этот благородный человек публично объявил:
— Эту драгоценность я отдам самому бедному человеку в мире.
Множество бедняков приходили к нему за этой шкатулкой, но он неизменно отвечал:
— Ты не беднейший человек в мире.
Все были удивлены:
— Действительно ли ты собираешься отдать кому-либо эту шкатулку?
Благородный человек отвечал:
— Я отдам её самому бедному человеку в мире. А я скажу вам, кто самый бедный в мире человек. Самый бедный человек в мире — это не кто иной, как наш царь Прасенджита.
Эти слова постепенно достигли ушей царя Прасенджиты, который был очень этим рассержен:
— Как так! Ведь я царь! Как я могу быть самым бедным человеком в мире? Ступайте, найдите этого человека и приведите ко мне!
Царь Прасенджита привёл этого человека в свою сокровищницу и спросил его:
— Знаешь ли ты, что это за место?
Благородный человек ответил:
— Это сокровищница, где вы храните золото.
— А это что? — спросил царь.
— Это сокровищница, где вы храните серебро.
— А это что?
— Это сокровищница, где вы храните драгоценные камни.
Тогда царь Прасенджита сердито закричал:
— Так ты знаешь, что у меня сокровищницы полны золота и серебра, что у меня столько богатства. Как же ты можешь клеветать на меня, называя самым бедным человеком в мире?
Но этот благородный человек ответил, что, хотя царь Прасенджита обладает богатством, он не в состоянии заботиться о нуждах других людей своего царства. Хотя царь и был богат, но применить свои богатства не мог, так разве же не был он самым бедным?
Ведро с яблоками (Притча неизвестного происхождения)
Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
— Кто чем богат, тот тем и делится!

Всегда есть надежда (Хасидская притча)
Жил однажды на свете один сказочно богатый человек. Несмотря на то, что у него было всё, что душе угодно, он был несчастлив. Доктора находили его абсолютно здоровым и не могли понять причину непроходящей депрессии. Он пробовал многое, чтобы стать хоть немного счастливее: путешествия, музыка, спорт, хобби, танцы, медитация, — ничто не помогало, он по-прежнему чувствовал себя несчастным.
Пошёл он к раввину за советом.
— Проблема в том, — сказал мудрый раввин, — что ты не делился ни с кем своим богатством и удачей, ты даже милостыню никогда не подавал. Если хочешь быть счастливым, помоги другим.
Это было что-то новенькое! «В конце концов, — подумал человек, — можно пожертвовать деньги на благотворительность, чтобы вылечиться». Но вскоре он понял, что это не так-то просто. Он не привык расставаться с деньгами без всякой пользы, и даже не знал, с чего начать. Да, многие люди действительно казались бедными, но кто знает, может, они притворялись? С другой стороны, люди, которые действительно нуждались, могли скрывать свою бедность из гордости. Нет, нельзя давать деньги кому попало, — они могут попасть недостойным людям, которые употребят их на какое-нибудь зло.
Он так долго мучался, что чуть не сошёл с ума. Должен же быть способ определения действительно достойных, но нуждающихся людей! И однажды его осенило. Нужно дать деньги людям, которые потеряли всякую надежду. Вот это и будет истинная бедность.
Человек стал ходить по разным тюрьмам, больницам, приютам, сиротским домам, но, увы — безуспешно. Он встречал людей больных, одиноких, разорившихся, безработных, но никто из них не терял надежду. Богач впал в отчаяние: его собственная надежда на излечение таяла.
Однажды, проходя по улице, он услышал протяжный стон, раздававшийся из развалин старого дома, и бросился туда. Там, в куче мусора сидел человек в драной одежде, весь покрытый язвами и ранами и стонал.
— Что случилось с тобой? — спросил он.
— Ой, не спрашивай, — бродяга раскачивался от горя, всплёскивал руками и рвал на себе остатки волос, — Я потерял всё: работу, деньги, семью, друзей! А теперь ещё и покрылся болячками.
— А скажи мне, — спросил богач, — есть ли у тебя надежда?
— Конечно, я надеюсь. Пока я на земле, а не земля надо мной, у меня есть надежда. Только у тех, кто уже на кладбище, нет надежды!
«Кладбище?..» — подумал богач. Если нет надежды только у тех, кто на кладбище, значит, нужно дать деньги тем, кто в могиле! Неизвестно, поможет ли это излечению, и это не совсем благотворительность, но почему бы не попробовать? Зато можно быть уверенным в том, что деньги не попадут в плохие руки.
Тёмной ночью человек вышел на улицу с мешком денег и направился на кладбище. В полночь он раскопал первую попавшуюся могилу и зарыл туда мешок. И тут он почувствовал себя лучше, как будто камень с души свалился. Это работало, и это — самое главное.
Прошло много лет, и человек забыл о деньгах, зарытых на кладбище. Возможно, и не вспомнил бы о них никогда, если бы удача не повернулась к нему спиной. Сначала небольшие потери, потом крупные, наконец, банкротство. Человек был полностью разорён. И тогда он вспомнил о деньгах, захоронённых в могиле.
Это была последняя надежда! Тёмной ночью он направился на кладбище, держа в руках лопату и новый мешок, на случай, если старый прогнил. Нашёл ту самую могилу, где спрятал деньги, и стал копать при свете луны настолько бесшумно и быстро, как мог. Он хотел как можно быстрее выбраться из этой могилы.
— Руки вверх! — раздался вдруг резкий голос позади. — Полиция!
Человек задрожал и чуть не умер от страха.
— Грабишь мёртвых? — спросил полицейский.
Бедняга безуспешно пытался что-то объяснить, но мямлил и заикался. Полицейский доставил его в тюрьму.
Неделю спустя он стоял перед судьёй, некогда процветающий богач, а сейчас нищий заключённый. Единственные слова утешения, которые он повторял себе, были слова, услышанные от оборванца, покрытого болячками: «Пока я на земле, а не земля надо мной, у меня есть надежда».
Полицейский свидетельствовал:
— Ваша честь, я поймал этого человека на горячем. Он принёс большую лопату на кладбище и раскапывал ею могилу, чтобы украсть у мёртвого, возможно, золотые зубы или вещи.
— Что ты можешь сказать в своё оправдание? — предоставил судья слово обвиняемому.
— Ваша честь, всё было не так. Много лет назад я закопал деньги в эту могилу, потому что я искал того, у кого не было совсем надежды. Потому что раввин посоветовал мне пожертвовать деньги на благотворительность, но я не мог найти человека, потерявшего надежду. И тогда я встретил в развалинах одного человека, покрытого болячками, и он сказал мне, что только у тех, кто на кладбище, нет надежды. И я закопал деньги в могиле. Но сейчас они мне понадобились.
— Простите, ваша честь, — вмешался полицейский, — вы верите ему? Я никогда не слышал ничего более абсурдного.
— Да я верю ему, — судья смотрел сочувственно. — Этот человек говорит правду. Отпустите его. Он невиновен.
Оказавшись на улице, он уже не думал о своих бедах, он дышал полной грудью, наслаждаясь свободой.
— Какое счастье, что судья поверил мне! Кстати, у него было очень знакомое лицо, где я мог его раньше видеть?
Второе рождение (Притча от Светланы Гладенко)
Жил один человек. Был он одинок. Дом его находился в глуши леса, и очень редко к нему приходили проведать его друзья и родственники.
И вот в один прекрасный день увидел он Господа, стучащегося к нему в дверь. Человек кинулся открывать дверь, чтобы впустить в дом долгожданного гостя. Он пригласил Господа зайти, омыл ему ноги, накормил, усадил отдохнуть. И увидел Господь сердце человека, обрадовался его приветливости, и спросил:
— Что бы ты пожелал, добрый человече? Я хочу тебя отблагодарить за твоё усердие и старание.
И сказал человек:
— Я не желаю того, что завтра может истлеть и испортиться, не надо мне богатств и материальных яств. Я хочу, Господи, попросить тебя очистить Душу мою от всего плохого и выгнать то, что сидит во мне и не пускает к тебе.
Господь посмотрел на него и сказал:
— Хорошо, Я очищу тебя, ибо желание твоё велико. Но знай, ты не должен опять загрязнять свою душу, иначе тебе будет очень плохо.
И сказал Господь Слово, и вышли злые духи из человека, и стали ещё более злы и сказали:
— Зачем ты нас потревожил? Ведь нас было всего трое, и мы мирно ладили с этим человеком, но теперь мы уходим, и приведём ещё двух, и тогда станем сильнее, и убьём его его же недостатками.
Они ушли, и остался человек чистым. Много ли времени прошло или мало, никто не знает, но в один пасмурный и дождливый вечер в дверь постучались. Человек открыл дверь дома и увидел на пороге богатого человека. Он был весь мокрый, но костюм его сверкал золотом, руки его были украшены кольцами, а на дворе стояла тройка лошадей, запряжённых в золотую карету. Человек попросил переночевать, потому что наступила ночь, а ехать ему было ещё далеко.
Хозяин дома был добродушный, не жадный человек, и он с радостью принял гостя: накормил, напоил и спросил, откуда он и куда едет. Приезжий был очень богатым человеком, жил в собственном дворце и имел прекрасных жён, ел всё, что только ему хотелось, веселился, развлекался и не жаловался ни на что. Он рассказал, как хорошо там, где он живёт, и как плохо проживает свою жизнь этот добродушный хозяин дома, и пригласил хозяина к себе во дворец жить в достатке и развлечении. Хозяин отнекивался и говорил, что тоже доволен своей жизнью.
После разговора приезжий лёг спать и очень скоро захрапел. Но вот хозяин не смог заснуть всю ночь. Он думал: «Как же так, одному всё, а другому ничего? Что даёт мне моя праведность, ведь смерть ждёт всех — что праведника, то и грешника. И почему я должен проживать свои годы в этой нищете, когда есть возможность жить богаче». Так думал он всю ночь и на утро сильно занемог. А всё потому, что в образе богатого приезжего были злые духи, вернувшиеся чтобы соблазнить и войти в чистую душу человека. А так как он был чист и не давал им лазейку для входа, они соблазнили его богатством и развлечениями, когда же человек задумался над этим, тут же открылась лазейка для входа темноты. Злые духи немедля вошли и поселились там, живя себе припеваючи и наслаждаясь чистотой и порядком.
Человек заболел и долгое время лежал, но так как он был один, и некому было помочь ему, то пришлось ему встать, несмотря на его обиды и возмущения, и лечиться самому. Он, конечно, вылечился, но остался ворчливым и всем недовольным. Так и жил.
Но вот пришла весна, и в дверь снова постучались. Человек нехотя встал и ворчливо пошёл открывать дверь. На пороге стоял Господь.
— Господи! — воскликнул человек. — Я думал, ты больше никогда не посетишь мой дом. Умоляю тебя, не побрезгуй грешником и войди в мою обитель.
Господь вошёл и увидел то несчастье, которое постигло бедного человека. Дом его долгое время не убирался и был в запустении. Плоть его была болезненна и очень состарилась. А заглянув в душу, Господь увидел «пиршество сатаны». И спросил он хозяина:
— Как смел ты вычищенный мною Храм души твоей так испоганить и впустить ещё больше сил сатанинского войска?
Заплакав, хозяин рассказал всё, что произошло с ним, и как он пошёл на поводу у тёмных сил, желая иметь богатство, веселье и роскошь.
— Если видишь во мне ещё что-то хорошее, — сказал он Господу, — очисти меня. Я раскаиваюсь и буду беречь Храм целомудрия души.
Господь любит всех и всех жалеет. Он пожалел человека, очистил его от недостатков и сказал:
— Теперь следи за собой, не давай повод темноте входить в тебя. Я ухожу слишком далеко, ибо просторы мои бесконечны. Я иду к другим своим детям, поэтому смотри, чтобы не прийти мне и не увидеть тебя ещё в худшем состоянии.
И ушёл Господь.
Человек окреп, лицо и вся плоть его помолодели и набрались сил. Он привёл в порядок своё домашнее хозяйство и начал жить счастливо и радостно. Но где беспечная радость, там и приходящее горе. Где бездействует духовность, там пустота. Наступил момент, когда пришли все семь сил зла и начали совращать, соблазнять, убивать человека. Тот загрустил, ему стало скучно, ибо дела свои все он переделал. От скуки человек начал пересчитывать все свои запасы и гордиться, какой он молодец. Он стал строить новые хранилища для своих запасов, ибо появилась жадность и страх потери. Человек перестал приглашать издалека своих друзей, ибо ему казалось, что они всё съедят и выпьют. Стал их осуждать и ненавидеть. Увидев пустоту и озлобленность в душе человека, силы зла вновь вселились в него и начали свою жизнь — жизнь смерти. От своих страхов, зависти, осуждений, жадности, гордости, нелюбви человек согнулся в три погибели. Плоть его парализовало, и двигался он еле-еле. Так и доживал свой оставшийся век.
И прожил он в погибели 33 года, и ждал, что смерть должна прийти с часу на час. Он хотел умереть. Его не беспокоило больше ни богатство, ни запасы, ни хозяйство. Даже его собственная жизнь уже не беспокоила человека.
И вот по прошествии 33 лет услышал старик стук в дверь. Он облегчённо вздохнул, решив, что, наконец, пришла смерть, и поплёлся открывать.
На пороге стоял Господь.
— Господи! — воскликнул человек и упал на колени. Он не мог поднять своих тусклых глаз, ибо от стыда перед Богом ему казалось, что он умер. Не произнеся ни слова, человек свалился на пол.
И спросил Господь душу:
— Душа, расскажи мне, как человек мог после второго моего освящения и очищения так оскверниться опять?
И душа ответила:
— Прости, Всесильный и Всевышний Отец. Человек этот был хороший, добрый, любящий, но пустой. У него всегда оставалось место для соблазнов.
И смилостивился Господь, и сказал:
— Человек, встань!
Вдруг бездыханное тело старика стало глубоко дышать, и он открыл глаза. Увидев пред собою Господа, он горько заплакал и стал просить прощения. Господь поднял руку, остановив его речь, и повелительно сказал:
— Кто ты, человек?! Для чего ты живёшь?! По какому праву грязнишь то, что я очистил? Или ты думаешь, что дел у меня нет больше, как постоянно приходить и очищать тебя? Кто разрешил тебе так плохо относиться к телу своему, которое Отец тебе дал? Или ты считаешь, что можно о нём не заботиться? Какое право ты имеешь так относиться к подарку Отца? Человек, посмотри в зеркало души своей!!! Чем мог ты наполнить амбар мудрости? Как посмел ты наполнить свои земные амбары зерном, а в мой амбар и зёрнышка не положить?! Человек! Ты хочешь умереть, но заслужил ли ты место в Отцовском доме? Убелил ли ты свои одежды праведности? Или ты считаешь, раз Господь очищал тебя, значит ты избранник его? Но таких избранников, как ты, миллионы на Земле! Почему ты считаешь себя особенным? Человек, по Великой Любви и Милости Божией я даю тебе жизнь. Но знай, теперь ты сам будешь очищаться и убелять одежды свои. Тебе Господь поверил и дал последний шанс. Убирай сам весь мусор своей души, заполняй пустоту знаниями и верой, береги плоть свою и следи за ней. Я приду через некоторое время, и если не увижу свет Отца в твоей душе, прощения больше не жди. — С этими словами Господь удалился.
Человек родился заново. Он увидел весь свой мусор, и ему стало очень стыдно. Он понял, как он всю жизнь копил, берёг, но так и не прочёл ни одной книги. Человек осознал и увидел цель и смысл своей жизни. Он родился вновь.
По прошествии некоторого времени вернулся Господь к человеку, чтоб увидеть дела его. И увидел следующую картину: перед ним стоял новый, красивый, большой дом. Дом, где царит вера, любовь и благодать. В доме было много ребятишек, и они весело играли и пели завораживающие душу песни. Там было много народа, присутствовала истинная любовь, но на стенах вместо ковров висели книжные полки с книгами Великих Мастеров духовности. В комнате был благоухающий запах свежести, наполненный росой мудрости и звуками любви. Хозяин дома был подтянут и свеж, находясь в дальней комнате, склонив колени, он тихо молился:
— Господи, любимый мой, прости своё грешное дитя. Умоляю тебя, не отврати лицо своё от меня. Господи, прошу тебя, помоги мне, дай силы исправить все свои грехи и быть достойным нести имя — Человек! Господи, всем сердцем тебя молю, не дай другим людям испытать то, что я испытал, войти в грех, куда я вошёл. Господи, любимый мой, войди в моё сердце и будь моим капитаном. Я хочу услышать голос твой, молю тебя.
И Господь ответил:
— Да будет так. Аминь.
Дать уйти (Притча от Ольги Безмирной)
Однажды жена старца Святозара решила, что никто её не любит. Обидевшись на семью, собрала она вещи и ушла в неизвестном направлении.
Сын, узнав об этом, сразу прибежал к старцу:
— Как ты мог вот так просто отпустить маму? Куда она могла пойти? А вдруг с ней случится несчастье? Почему ты не удержал её? Ты её, что, на самом деле не любишь?
Старец пожал плечами:
— Я мог бы её удержать, — ответил он. — Но её душа всё равно продолжала бы болеть, разрушаться. А теперь она, возможно, найдёт ту часть себя, которой по какой-то причине лишилась за последнее время. Не даром паломники уходили в далёкие места. В пути они находили простые ответы на сложные вопросы, исцелялись и возвращались к самим себе. Любить ведь не значит привязать к себе. Гораздо важнее вовремя суметь отпустить…
Спустя некоторое время жена Святозара вернулась, и они вместе прожили долгую счастливую жизнь.

Два ангела (Притча неизвестного происхождения)
Два ангела-путника остановились на ночлег в доме богатой семьи. Семья была негостеприимна и не захотела оставить ангелов в гостиной. Вместо того они были уложены на ночлег в холодном подвале. Когда они расстилали постель, старший ангел увидел дыру в стене и заделал её. Когда младший ангел увидел это, то спросил, для чего. Старший ответил:
— Вещи не такие, какими кажутся.
На следующую ночь они пришли на ночлег в дом очень бедного, но гостеприимного человека и его жены. Супруги разделили с ангелами немного еды, которая у них была, и сказали, чтобы ангелы спали в их постелях, где они могут хорошо выспаться. Утром после пробуждения ангелы нашли хозяина и его жену плачущими. Их единственная корова, молоко которой было единственным доходом семьи, лежала мёртвая в хлеве. Младший ангел спросил старшего:
— Как это могло случиться? Первый мужчина имел всё, а ты ему помог. Другая семья имела очень мало, но была готова поделиться всем, а ты позволил, чтобы у них умерла единственная корова. Почему?
— Вещи не такие, какими кажутся, — ответил старший ангел. — Когда мы были в подвале, я понял, что в дыре в стене был клад с золотом. Его хозяин был груб и не хотел сделать добро. Я отремонтировал стену, чтобы клад не был найден. Когда на следующую ночь мы спали в постели, пришёл ангел смерти за женой хозяина. Я отдал ему корову. Вещи не такие, какими кажутся. Мы никогда не знаем всё. И даже если имеешь веру, тебе надо ещё внушить доверие, что всё, что приходит, есть в твою пользу. А это поймёшь со временем. Некоторые люди приходят в нашу жизнь и быстро уходят, некоторые становятся нашими друзьями, и остаются на минуту. Вчера — это история. Завтра — тайна. Сегодня…
Настоящее — это дар. Жизнь есть волшебство, и вкус каждого момента неповторим!
Два близнеца (Притча от Владимира Мегре)
В какие времена совсем неважно, супруги жили. Долго не было у них детей. В преклонном возрасте жена рожала двух сыновей, двух близнецов, двух братьев. Тяжёлыми те роды были, и женщина, родив двух сыновей, в иной мир вскоре отошла.
Отец кормилиц нанимал, старался выходить детей и выходил, и до четырнадцати лет растил. Но умер сам, когда пятнадцатый годок пошёл сынам. Похоронив отца, два брата в скорби в горнице сидели. Два брата-близнеца. Их три минуты разделяли в появлении на свет, и потому среди двоих один считался старшим, другой — младшим. После молчанья скорбного брат старший произнёс:
— Отец наш, умирая, свою печаль поведал нам о том, что мудрость жизни не успел нам передать. Как будем жить без мудрости с тобой, мой младший брат? Несчастным род без мудрости наш будет продлеваться. Над нами могут посмеяться те, кто успел мудрость от отцов принять.
— Ты не печалься, — младший старшему сказал, — в задумчивости часто ты бываешь, быть может, время так распорядится, что ты в задумчивости мудрость и познаешь. Я буду делать всё, что скажешь ты. Я без задумчивости жить могу, и всё равно мне жить приятно. Мне радостно, когда день наступает, и когда закат. Я буду просто жить, трудиться по хозяйству, ты — мудрость познавать.
— Согласен, — старший младшему ответил, — только нельзя, оставшись в доме, мудрость отыскать. Здесь нет её, никем здесь не оставлена она, никто к нам сам не принесёт её. Но я решил, я старший брат и должен сам для нас обоих, для рода, что в веках продлится, всё мудрое, что в мире есть, найти. Найти и принести в наш дом, и подарить потомкам рода нашего и нам. Всё, что есть ценного от нашего родителя, с собой возьму и обойду весь мир, всех мудрецов из разных стран, познаю все науки их и в дом родной вернусь.
— Твой долог будет путь, — брат младший сочувственно сказал, — есть конь у нас, возьми коня, повозку, побольше нагрузи добра, чтоб меньше бедствовать в дороге. Я дома остаюсь и буду ждать мудрейшего тебя.
Надолго братья расставались. Прошли года. От мудреца шёл к мудрецу, от храма в храм, ученья познавал востока, запада, на севере бывал и юге старший брат. Великолепной память у него была, ум острый схватывал всё быстро и легко запоминал.
Лет шестьдесят по миру шёл брат старший. Стали волосы и борода его седыми. Пытливый ум всё странствовал и мудрость познавал. И стал считаться из людей мудрейшим седой странник. Гурьбою следовали за ним ученики. Он проповедовал умам пытливым мудрость щедро. Ему внимали с восхищением и те, кто молод был, и старики. И впереди его о нём великая шла слава, селения оповещая на пути о мудреца пришествии великом.
И в ореоле славы, окружён толпой учеников подобострастных, к селению, где в доме был рождён, из которого ушёл он юношей в пятнадцать, где не был шестьдесят он лет, всё ближе подходил седой мудрец.
Все люди из селения встречать его пришли, и младший брат с похожей сединой навстречу выбежал, ликуя, и голову склонил пред братом-мудрецом. И в умиленье радостном шептал:
— Благослови меня, мой брат-мудрец. Войди в наш дом, омою ноги я твои после дороги долгой. Войди в наш дом, мой мудрый брат, и отдохни.
Величественным жестом всем ученикам своим велел мудрец остаться на пригорке, принять дары встречающих, беседы мудрые вести и в дом вошёл за братом младшим. Сел у стола устало в горнице просторной величественный и седой мудрец. И младший брат стал тёплою водою ноги омывать и слушать речи брата-мудреца. И говорил ему мудрец:
— Я выполнил свой долг. Познал учения великих мудрецов, своё учение создал. Я в доме ненадолго задержусь, теперь других учить, — в том мой удел. Но раз тебе я обещал в дом мудрость принести, обещанное выполняя, я у тебя день погощу. За это время истины мудрейшие тебе, мой младший брат, я сообщу. Вот первая: все люди должны жить в саду прекрасном.
Чистым, с красивой вышивкою полотенцем ноги вытирая, хлопотал, всё угодить пытался младший старшему и говорил ему:
— Отведай, на столе перед тобой стоят плоды из сада нашего, сам для тебя их лучшие собрал.
Плоды разнообразные прекрасные вкушал мудрец задумчиво и продолжал:
— Необходимо, чтоб каждый на земле живущий человек сам родовое дерево взрастил. Когда умрёт, то дерево его потомкам доброй памятью останется. Оно и воздух для дыхания потомков будет очищать. Все мы хорошим воздухом должны дышать.
Заторопился младший брат, захлопотал, сказал:
— Прости, мой мудрый брат, я позабыл открыть окно, чтоб воздухом ты свежим подышал. — Он занавесочки отдёрнул, распахнул окно и продолжал: — Вот воздухом двух кедров подыши. Их я посадил в тот год, когда ты уходил. Одну своей лопаткой лунку выкопал для саженца, а для второго ямочку твоей лопаткою копал, что ты играл когда-то, в детстве нашем.
Мудрец задумчиво на дерева взирал, потом проговорил:
— Любовь — великое есть чувство. Не каждому с любовью жизнь прожить дано. И мудрость есть великая — любви днём каждым каждый должен устремиться.
— О, как ты мудр, мой старший брат! — воскликнул младший. — Великие познал ты мудрости, и я теряюсь пред тобой, прости, не познакомил даже со своей женой, — и крикнул к двери обращаясь: — Старушка, где же ты, моя стряпушка?
— Так вот же я, — в дверях весёлая старушка показалась, неся на блюде пироги парящие. — Я с пирогами задержалась.
Поставила на стол пирог, весёлая старушка игриво реверанс смешной пред братьями изобразила. И близко к брату младшему, своему супругу, подошла, сказала полушёпотом, но шёпот тот услышал старший брат:
— К тому ж ты, муженёк, прости меня, уйду сейчас, прилечь должна.
— Да что ж ты, непутёвая, вдруг отдыхать решила. У нас гость дорогой, мой брат родной, а ты…
— Не я, кружится голова, да и тошнит слегка.
— И от чего же так могло у хлопотушки у тебя случиться?
— Быть может, сам ты виноват, опять, наверное, дитя у нас родится, — со смехом молвила старушка, убегая.
— Прости, мой брат, — винился младший брат смущённо перед старшим, — не знает цену мудрости, всегда весёлою она была и в старости вот веселушкою осталась.
Задумчивым мудрец всё дольше оставался. Задумчивость его шум детских голосов прервал. Услышал их мудрец, сказал:
— Великую познать стремиться мудрость должен каждый человек. Как воспитать детей счастливыми и справедливыми ко всему.
— Поведай, мудрый брат, я жажду счастливыми своих детей и внуков сделать, ты видишь, вот вошли они, шумливые мои внучата.
Два мальчика не старше шести лет и девочка лет четырёх в дверях стояли и спорили между собой. Угомонить пытаясь ребятню, брат младший торопливо им сказал:
— Быстрей мне говорите, что у вас стряслось, шумливые, и не мешайте нам беседой заниматься.
— Ой, — меньший мальчик восклицал, — два дедушки из одного случились. Где наш, а где не наш, как разобрать?
— Так вот же наш дедулечка сидит, разве не ясно?
И к младшему из братьев малышка внучка подбежала, к ноге щекой прижалась, за бороду трепала и щебетала:
— Дедулечка, дедулечка, к тебе спешила я одна, чтоб показать, как танцевать я научилась, а братья сами за мною увязались. Один с тобою хочет рисовать, он, видишь, досточку и мел принёс. Второй свирель несёт и дудочку он хочет, чтобы ты ему на дудочке и на свирели поиграл. Дедулечка, дедулечка, но я ведь первая к тебе идти решила. Ты всем им так скажи. Отправь, дедулечка, их восвояси.
— Нет, первым я шёл рисовать, со мною брат уже потом решил идти, чтоб на свирели поиграть. — Заметил внук с куском досточки тонкой.
— Вас два дедулечки, вы рассудите, — внучка щебетала, — кто первым шёл из нас? Так рассудите, чтоб я первою была, а то заплачу горько от обиды. С улыбкою и грустью на внучат смотрел мудрец. Ответ готовя, мудрый напрягал на лбу морщинки, но ничего не говорил. Засуетился младший брат, не дал продлиться паузе возникшей и быстро взял из детских рук свирель и, не задумавшись, сказал:
— Предмета нет для спора вообще у вас. Танцуй, красавица моя и попрыгушка, я подыграю танцу на свирели. На дудочке поможет мне играть мой милый музыкант. А ты, художник, нарисуй, что звуки музыки рисуют, и как танцует танец балерина, нарисуй. А ну-ка, быстро разом все за дело.
Брат младший на свирели мелодию весёлой и прекрасной выводил, и внуки увлечённо все одновременно вторили ему, своё любимое изображая. На дудочке старался не отстать в мелодии великий, в будущем известный музыкант. Как балерина, прыгала малышка, вся раскраснелась, радостно изображала танец свой. Художник будущий картину радостную рисовал.
Мудрец молчал. Мудрец познал… Когда окончилось веселье, встал:
—Ты помнишь, брат мой младший, зубило старое отца и молоток, мне дай их, я главный свой урок на камне вырубить хочу. Сейчас уйду. Наверно, не вернусь. Меня не останавливай, не жди.
Ушёл брат старший. Седой мудрец с учениками к камню подошёл, тропа тот камень огибала. Тропа, что странников за мудростью звала в края далёкие от дома своего. День проходил, ночь наступала, седой мудрец стучал, рубил на камне надпись. Когда закончил обессиленный седой старик, его ученики на камне прочитали надпись:
«Что ищешь, странник, — всё с собой несёшь, и не находишь нового, теряешь с каждым шагом».

Два волка (Притча неизвестного происхождения)
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Должна быть дорога (Древняя притча)
Все знают, как трудолюбива белка. С утра до ночи она работала на своём поле и вырастила прекрасный урожай. Она была так занята, что не удосужилась даже проложить дорогу к своему полю, а добиралась до него, просто прыгая по деревьям.
И вот случилось так, что в этих местах охотился паук. Увидел он поле белки, где уже созрел урожай, и очень оно ему понравилось. Поискал он дорогу к полю, не нашёл — и в его хитрой голове тотчас созрел коварный план.
На другой день паук вернулся на поле вместе со всей своей семьёй, и они стали прокладывать к нему свою тропу, завешивая её паутиной так, чтобы казалось, будто они часто пользуются этой дорогой. Потом паучья семья принялась убирать зрелые колосья и уносить их. За этим занятием застала их белка.
— Кто вам позволил убирать урожай с моего поля? — в негодовании закричала она.
— С твоего поля? — спросил паук. — Почему ты называешь это поле своим?
— Потому что я работала на нём, — ответила белка. — Я расчистила участок, я возделала его, засеяла и заботилась об урожае. А теперь приходишь ты и хочешь его забрать. Это моё поле.
— Тогда покажи, где твоя дорога к нему, — сказал коварный паук.
— Мне не нужна дорога, — ответила белка, — я могу скакать и по деревьям.
— Ах, вот как! Где это слыхано, чтоб кто-то не прокладывал к своему полю дороги? — презрительно возразил паук.
Белка передала дело в суд. Но суд решил, что не может быть поля, к которому не проложено дороги. А так как дорога, несомненно, проложена пауком, значит, и поле принадлежит ему.
Паук с семьёй собрал весь урожай и повёз его продавать на базар. В пути их настигла ужасная буря. Они бросили свою кладь на дороге и убежали искать укрытия от ливня. Как только буря прошла, они вернулись к дороге — и что же там увидели? Большой чёрный ястреб сидел на их добре и, широко раскинув крылья, укрывал его от дождя.
— Спасибо тебе, чужеземец, что ты охранял наше имущество, — сказал ему паук.
— Ваше? — возразил ястреб. — Как бы ни так! Где это слыхано, чтобы такое добро оставляли без присмотра посреди дороги? Вздор! Это мой урожай, я везу продавать его на базар. Будь здоров, паук, и не вздумай мне дерзить.
Сказав это, ястреб поднялся, унося с собой добычу.

Жалоба трёх братьев (Армянская притча)
Из соседнего села приехали к Мелику Шахназару жалобщики.
— Нас три брата. Да продлится жизнь Мелика! — сказал один из жалобщиков. — Отец оставил нам наследство, в том числе семнадцать верблюдов. В своём завещании он написал, что половина этих верблюдов должна достаться мне как старшему брату, третья часть — среднему брату, а одна девятая — младшему брату. Мы сами не можем разделить верблюдов и из-за этого поссорились. Не нашлось человека, который мог бы нас рассудить и выделить каждому его долю. Я предлагал продать всех семнадцать верблюдов и разделить деньги так, как велел отец, но младший брат не согласился. Теперь мы приехали к тебе с просьбой — да продлится жизнь Мелика! — чтобы ты решил нашу тяжбу.
Мелик подумал и понял, что это не его ума дело и что тут нужен Пыл-Пуги.
— Что ты скажешь, Пуги? — обратился к нему Мелик Шахназар.
Пыл-Пуги знал, что разделить семнадцать верблюдов пополам невозможно, это число не делилось также ни на три, ни на девять частей.
— Хорошо, — сказал он наконец братьям, — поезжайте к себе в село, завтра я приеду туда и разделю верблюдов.
На следующее утро Пыл-Пуги сел на верблюда и поехал в село к братьям, которые с нетерпением ждали его.
— Где ваши верблюды? Гоните их сюда, — сказал Пыл-Пуги.
Братья пригнали семнадцать верблюдов.
— Теперь подгоните к вашим верблюдам и моего, — распорядился Пыл-Пуги.
— Сколько их стало? — спросил он, когда его приказание было выполнено.
— Восемнадцать, — в один голос ответили братья.
— Половина от восемнадцати будет девять… Это старшему брату. Получилось? — спросил Пыл-Пуги.
— Получилось, — сказали братья.
— Третья часть от восемнадцати будет шесть, правильно? — спросил Пыл-Пуги.
— Правильно, — подтвердили братья.
— Это среднему брату. Так?
— Так, — сказали братья.
— Девятая часть от восемнадцати будет два, правильно? — спросил Пыл-Пуги.
— Правильно, — сказали братья.
— Это младшему брату. Получилось?
— Получилось, — подтвердили братья.
— Остался один верблюд. Это мой. Будьте здоровы, — сказал Пыл-Пуги и, сев на своего верблюда, yexaл.

Младшая дочка вождя (Притча неизвестного происхождения)
Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две дочери. Старшая — красавица, а младшая — не очень.
Один из моряков сказал своему другу:
— Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя.
— Да, ты прав, старшая дочь вождя — красавица, умница. Ты сделал правильный выбор — женись.
— Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.
— Ты что, с ума сошёл? Она же такая… не очень.
— Это моё решение, и я это сделаю.
Друг поплыл дальше в поисках своего счастья, а жених пошёл свататься. Надо сказать, что в племени было принято давать за невесту выкуп коровами. Хорошая невеста стоила десять коров.
Пригнал он десять коров и подошёл к вождю.
— Вождь, я хочу взять замуж твою дочь и даю за неё десять коров!
— Это хороший выбор. Моя старшая дочь — красавица, умница, и она стоит десяти коров. Я согласен.
— Нет, вождь, ты не понял. Я хочу жениться на твоей младшей дочери.
— Ты что, шутишь? Не видишь, она же такая… не очень.
— Я хочу жениться именно на ней.
— Хорошо, но, как честный человек, я не могу взять десять коров, она того не стоит. Я возьму за неё три коровы, не больше.
— Нет, я хочу заплатить именно десять коров.
Они поженились.
Прошло несколько лет, и странствующий друг, уже на своём корабле, решил навестить оставшегося товарища и узнать, как у него жизнь. Приплыл, идёт по берегу, а навстречу женщина неземной красоты.
Он её спросил, как найти его друга. Она показала. Приходит и видит: сидит его друг, вокруг детишки бегают.
— Как живёшь?
— Я счастлив.
Тут входит та самая красивая женщина.
— Вот, познакомься. Это моя жена.
— Как? Ты что, женился ещё раз?
— Нет, это всё та же женщина.
— Но как это произошло, что она так изменилась?
— А ты спроси у неё сам.
Подошёл друг к женщине и спрашивает:
— Извини за бестактность, но я помню, какая ты была… не очень. Что произошло, что ты стала такой прекрасной?
— Просто однажды я поняла, что стою десяти коров.

Ничего такого, что было бы неправдой (Современная притча)
Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите».
Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил её слепому человеку и ушёл.
К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил:
— Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому.
Он улыбнулся и ушёл.
Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть».

Пасхальное яйцо (Притча от Татьяны Задорожной)
Сидел Спиридон за столом и чистил расписанное яйцо. Был третий день Пасхи, сквозь утренний лёгкий туман пробивалось солнышко. Вчера Мудрый Спиридон побывал в храме, остался в селе и разговелся у кузнеца, среди весёлого праздника большой семьи, а сегодня оказался, как всегда, один. Ушёл с пасеки накануне праздника глухой юноша, пребывавший у Мудреца по слабости. Шёл парень в отдалённый монастырь, в котором были гончарные мастерские. Глухота после детской болезни обострила его осязание, юноша пристрастился лепить и рисовать. Ослабел в далёком пути и остался под плетнём крайней хаты в беспамятстве. Ещё несколько часов и погиб бы паренёк, как маленькая птичка на морозе. Кузнец вечером шёл неспешно на пасеку за воском, чуть не споткнулся об лежащего, ну и принёс на плече паренька к Спиридону. Выходил его Мудрец, отпоил зверобоем на меду, отпарил в баньке, подкормил. Глухой пытался сразу встать, потом хватался за тяжёлую работу, и благодарно улыбался каждой крохе. Яйца к празднику они красили вдвоём, скорее начал всё затевать как раз паренёк, а не Спиридон. Пасечник просто варил их в луковой шелухе. Глухой нашёл цветной глины, какие-то ягоды, орешки, растёр в деревянных плошках, выпросил воска, взял соломинки, что-то стругал, и несколько дней и вечеров провёл, расписывая яйца.
Расписанная скорлупа пёстрыми хлопьями ложилась в миску, а Спиридон смотрел на неё и говорил себе: «Вот и моя жизнь — расписная скорлупа да белое яйцо. Старался я, красил, выводил узоры, а надо разбивать. Жалко, да надо, иначе какой смысл в испорченном яйце? Так и смерть — жалко, да надо умирать, разбивать Яйцо жизни. Написанные на нём узоры, обозначения пройденного пути, останутся на скорлупе, а душа чистая уйдёт в иной мир».
Уже с год каждый день прощался Спиридон с миром и собеседниками, замечая окружающим, что неизвестно, проснётся ли на следующий день. Начавшееся должно завершиться, иначе существование не имеет смысла.

Полная банка (Современная притча)
Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.
В конце спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.
Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.
Студенты смеялись.
— А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.
Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?
Профессор улыбнулся.
— Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.

Притязание на ничтожество (Христианская притча)
Священник и пономарь пришли в церковь помолиться. Отдавшись чувствам, священник стал бить себя в грудь, выкрикивая:
— Я — самый грешный из людей, Господи! Я не заслуживаю твоей милости! Я — пустое место, ничтожество, сжалься надо мной!
Пономарь, стоявший недалеко от священника, тоже в молитвенном экстазе стал бить себя в грудь и кричать:
— Сжалься, Господи! Я — грешник, я — ничтожество!
Священник повернулся и с надменным видом сказал:
— Вы только посмотрите на него! Он тоже притязает на ничтожество!

Следы на песке (Христианская притча)
Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.
Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
— Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?
Господь отвечал:
— Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.

Счастье (Древняя притча)
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Ученики (Притча от Ольги Безымянной)
Один учитель долго учил учеников своих и, наконец, спросил:
— Вы усвоили те знания, которые я дал вам?
И ученики в точности передали учителю учение слово в слово.
— Вы усвоили смысл, — сказал учитель, — но я не уверен, что вы усвоили суть.
И возмутились ученики:
— Мы ведь изложили твоё учение твоими же словами. Как ты можешь не верить нам?
— Я поверю, когда вы на деле докажете это.
И ученики ушли в жизнь, чтобы доказать учителю своё совершенство.
Один ученик попал к владыке дворца, у которого не было наследника, и тот пообещал ему всё своё богатство взамен знаний, которые будут переданы только ему.
— Я должен открыть знания всем, кто пожелает принять их, а потому никакие богатства не удержат меня в стенах твоих душных чертогов, — сказал ученик.
— Народ нищ и глуп и ты будешь обречён на вечную нищету рядом с ним, — возразил владыка.
— Меня не пугает нищета, — ответил ученик, — но я не сомневаюсь в том, где скрыта истинная глупость.
И он с лёгкостью покинул дворец.
Второй ученик попал в богатые земли и стал владельцем богатств. Он ходил в народ, сеял знания, делился хлебом, но богатства, которыми владел, считал своим личным достоянием. Когда в дом его пришли сотоварищи-ученики, живущие среди народа и не имеющие собственной обители, он сказал, приветствуя их:
— Я рад вам, дорогие гости. Этот дом открыт для гостей, и вы можете гостить в нём столько, сколько пожелаете. А когда покинете его, эти стены будут долго помнить вас.
Соученики его поняли, что их будут помнить тем дольше, чем быстрее они покинут этот дом:
— Мы благодарны тебе, брат наш, за гостеприимство, но не можем долго задерживаться, потому что нас ждут в других местах.
— Мне жаль, — ответил хозяин, скрывая с трудом радость, — я от всего сердца предлагал вам кров. Я готов был поделиться всем, что имею, но если вы отказываетесь — я буду только огорчён.
Когда через время снова собрались ученики перед учителем, он сказал им:
— По мыслям вашим я вижу, как проявилась суть моего учения в вашем сердце. И пусть не покинет благодать тех, кто заслуживает её.
Ученики вышли от учителя. Вдруг свет благодати опустился на тех, чьи дела не расходились с Учением.
— Учитель, — обратился к наставнику тот, кто попрал Учение ради личного благополучия и спокойствия, — я сеял знания среди людей так же, как мои братья. Я раздавал милостыню и предлагал кров тому, кто в нём нуждался. Почему же свет благости твоей не сошёл на меня?
— Ты имеешь много и хочешь иметь ещё больше, — ответил учитель, — но так не бывает, ибо Божественный свет может войти только в то сердце, которое не захламлено. Ты сам сделал выбор, думая, что искренность твоя только в словах твоих, а мысли при этом сокрыты под пологом тайны. Но для Бога нет тайн, которые могут спрятать твои мысли. И не по словам твоим, а по мыслям и поступкам удостоен ты награды.
Не словами ценен ученик, а делами своими.

Хрупкие подарки (Притча от Марины Широчкиной)
Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
— Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
— Пройдёт совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

Чашки кофе (Современная притча)
Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.
Предложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.
Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:
— Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И хотя это нормально для вас — хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьем. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.
А теперь подумайте: жизнь — это кофе, а работа, деньги, положение, общество — это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.
Наиболее счастливые люди — это не те, которые имеют всё лучшее, но те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют.


6 комментариев:

  1. По-моему, это полнейший бред. Детям и так нормально было учиться,а сейчас все усложняется,и оценки станут хуже.. Это надо кому нибудь?! Вы спрашивали мнение учеников?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уж простите, что не знаю Вашего имени, наша беседа могла бы пройти более продуктивно, но раз так вышло, попробую ответить на Ваши вопросы. Во-первых, я не совсем поняла, о каком именно "бреде" идёт речь (сразу видно, что со мной пытается говорить очень "воспитанный" человек), но смею предположить, что о разноуровневых заданиях. На первый вопрос ответ ясен: объективная оценка на уроке нужна всем: ученику (конечно, если он не "липовый" отличник), родителям, потому что они заинтересованы в реальной картине успеваемости их ребёнка, учителю, потому что оценка ученика- это и его оценка как учителя. На второй вопрос отвечу так: прежде чем ввести эту систему в классах, я очень подробно всё объяснила и отрицательной реакции не увидела. Во-вторых, я готова выслушать мнение уважаемых мною ребят, прислушаться к нему и, может быть, скорректировать свои действия, если мысли учеников будут разумны и будут содержать конкретные предложения. А просто митинговать против чего-то, даже не называя своего имени, совершенно лишено смысла.))) Удачи в добрых начинаниях!

      Удалить
  2. Валентина Владимировна , спасибо Вам за создание такого интересного ,познавательного и увлекательного сайта!!!Масливец Элона Сергеевна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Элона Сергеевна, спасибо Вам за отклик! Рада, что родители не остаются равнодушными к делам школы. УчИтеля чаще всего мамы и папы оценивают только со слов детей, а сайт- это возможность пообщаться напрямую, обсудить важные вопросы. Элона Сергеевна, спасибо Вам за дочь. У неё очень острый ум, она коммуникабельна и ответственна. На неё всегда можно положиться, а это дорогого стоит. Вы можете гордиться Вероникой.

      Удалить
  3. Анонимный24 июня 2015 г., 12:27

    Добрый день , Валентина Владимировна !
    Учим словарные слова по Вашему упражнению . Спасибо за то что на Вашем сайте мы смогла найти актуальную для нас тему .
    С уважением , Ордынская О.Г

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Ольга Георгиевна! Рада, что материал на сайте оказался полезным.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...