Я русская до боли, до озноба, за то благодарю я небеса. Ведь Бог нам даровал живое СЛОВО, и мы плетем из СЛОВА кружева...

пятница, 28 октября 2016 г.

Краевой семинар издательства "Экзамен"

Здравствуйте, уважаемые читатели блога "Кружева живого слова"! 

       Сегодня в городе прошло событие, привлекшее к себе учителей русского языка и литературы со всего Краснодарского края. Откуда такой интерес к семинару? Ответ прост: организатором этого события стал ИРО, а ключевым выступающим была Егораева Галина Тимофеевна, учитель высшей категории, автор многочисленных пособий по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, руководитель Департамента методологии АНО "Национальный центр инноваций в образовании". Отправляясь на семинар, я боялась, что он превратится в очередную рекламу. Однако я ошибалась, потому что встреча превратилась в обмен опытом по подготовке как к ОГЭ  и ЕГЭ, так и к декабрьскому сочинению, основанный на практических навыках и порой горьком опыте учеников. Очень подробно был рассмотрен вопрос о комментариях к тексту, что традиционно вызывают множество затруднений.
Например, очень важными оказались ряд моментов (выдержки из презентации):
  • "Ошибки выпускников по критерию К2 обусловлены главным образом незнанием функции, которую выполняет комментарий проблемы в структуре сочинения,  непониманием того, какое место занимает эта часть в композиции высказывания: комментарий развёртывается как целенаправленное движение к заданной точке, конкретный текст становится всего лишь исходным материалом для продуцирования нужного вывода"
  • "Отсутствие нужных знаний приводит к ещё одной ошибке по критерию К2 – неосознанному отступлению от темы.Типологически эта ошибка из того же ряда, что и ошибки по критерию К1: участник экзамена пишет не о том, о чём говорится в тексте, а о том, о чём он может написать. Такое отклонение от проблемы исходного текста особенно характерно для работ, где автор сочинения выделяет какой-либо компонент (пейзаж, интерьер, событие, метафору), который хотя и играет важную роль в создании картины, но к проблеме имеет косвенное отношение, и, разрабатывая этот материал, ученик непроизвольно деформирует содержание текста".

Интересными показались и уточнения по выражению собственного мнения в сочинении ЕГЭ: ошибки учащихся связаны с неумением интерпретировать чужой текст напрямую и неумением создать свой собственный текст, в котором экзаменуемым нужно в соответствии с заданием 25 выразить своё согласие или несогласие с мнением автора. Учитывая, что «текст как результат интерпретации представляет собой итог освоения и адаптации <…> содержания исходного <…> текста», самостоятельно сформулировать свою позицию по проблеме (возможно, недостаточно хорошо поняв прочитанный текст) и при этом аргументировать её удаётся немногим экзаменуемым. А если сказать проще, то ученики, не понимая текст, не могут ничего сказать сами. Какие делаем выводы? 
А ещё очень важный момент, который может повлиять на балл! ВНИМАНИЕ! Вчитайтесь! НЕЛЬЗЯ применять слова "затронуть" и "упомянуть", если они касаются определения проблемы  и комментария к тексту. За это могут наказать 8 баллами !!!
  • "Уточнены формулировка и критерии оценивания задания 25.
  • В формулировке задания 25 выделено слово «поставленных»: «Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста…» Это изменение должно ещё раз конкретизировать коммуникативную задачу, стоящую перед участником экзамена. Это изменение обусловлено статистикой выполнения задания 25 в 2015 г. Участники экзамена смешивают лексическое значение слов и поэтому неверно выполняют задание. Сложности вызывали слова ставить, затронуть, упомянуть. 
  • Именно невыполнение главного условия задания приводило к снижению баллов по первым четырём критериям оценивания сочинения (минус 8 баллов за выполнение работы)".

Галина Тимофеевна с огромным чувством юмора рассказала о казусных ошибках в сочинениях, что сделало семинар особо запоминающимся. Она с удовольствием поделилась материалами на интернет-носителях  с учителями. Но самое приятное ждало нас в конце, когда все присутствующие получили сертификат участника семинара от издательства "Экзамен".  
Конечно, всех обрадовало стихотворение про учителей, которое прозвучало в конце встречи:

Педагогическая страшилка

Десять смелых педагогов шли диктант проверить, 
Один не сдал отчеты в срок, и их осталось девять. 
Девять педагогов как-то речь вели о ФГОСе, 
Один сказал: «Я не согласен!» - их осталось восемь. 
Один из тех восьми за четверть ставит двойки всем, 
В РОНО звоночек поступил, и их осталось семь. 
Про инклюзив и ОВЗ примчалась в школу весть, 
Подумали учителя, и их осталось шесть. 
Те шестеро готовились в концерте выступать,
Один поставил танец «Пчёлок» – их осталось пять.
Пять молодых учителей мечтали о квартире, 
Один взял ипотеку в банке – стало их четыре. 
Те четверо открытые уроки провели, 
Один озвучил тему сам, и их осталось три. 
А им попасть на ГИА было суждено судьбою,
Один чихнул под камерой – и их осталось двое.
Один из них, забывшись, обнял ученика -
Скандал, Малахов, приговор по трём статьям УК.
Один остался – не сумели напугать его… 
Введут в семнадцатом стандарт – не станет никого.

Смешно! Здорово! Но как же актуально!!! Спасибо, Галина Тимофеевна!
До новых сообщений, уважаемые читатели блога!

4 комментария:

  1. Валентина Владимировна, здравствуйте!
    Тоже стараюсь посещать такие мероприятия.
    Конечно, встреча с Г.Т. Егораевой прошла интересно. Спасибо Вам за подробное освещение семинара.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Рада, что Вы заглянули на огонёк! К сожалению, не всё, что было на встрече с Галиной Тимофеевной, мною было описано: на семинаре звучали очень важные для любого учителя выпускных классов мысли, особенно в ситуации, когда дети читают слишком мало и от этого имеют трудности в поисках аргументов, в правильной передаче собственных мыслей.

      Удалить
  2. Большое спасибо за это сообщение. Я сделала ссылку на него в своём блоге.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...